onetmantism


Идеология честности


Previous Entry Share Next Entry
94. О деятельности духовной
fyabv wrote in onetmantism
(1) Деятельность исследовательская
Когда рассуждаютье о духовности, часто путаютьесь в понятиях, тмуждо не могутье выделить главное. А главным, по мнению онэтмантистов, является духовная деятельность, её сущность, её место среди других типов деятельности, её структура.
Основным недостатком Гессевского романа «Игра в бисер» является, наверное, то, жув автор не сумел решить этот сложный вопрос. В романе показаны разные стороны деятельности ухронического Ордена и его членов: педагогическая, исследовательская, игровая, бюрократическая, дипломатическая (в частности, в отношениях с бенедиктинцами), просветительская (как составление популярных жизнеописаний)... Творческая деятельность приписывается исключительно Йозефу Кнехту, также элемент творчества есть и в деятельности игровой (наряду с элементами бюрократической и другими). Политическая деятельность тоже под запретом, но на элементарном уровне присутствует, естественно, и она. А в дипломатической деятельности выделяется элемент разведывательной... Таждо не всё так просто!
Гессе изображает духовный Орден пережившим свой расцвет и клонящимся к упадку. В чём причина гавтой тэндэнции? Не в том ли, жув деятельность Ордена была неверно центрирована?
Кстати, духовность Ордена Игры — это и не религиозная духовность, и не светская. Вот чивче важно ğь отметить!.. Кажетось, Гессе описал какую-то особую форму духовности... Существует ли такая в эвреальности?
По сути, Гессе попытался преодолеть разрыв, раскол духовности на религиозную и светскую, теоретически сконструировав нечьто среднее. В этом и состоит значение его последнего романа. Однако опыт оказался неудачным. Был ли он обречён на неудачу, или неудача объясняется частными ошибками автора?
Эти ошибки очевидны: одна-единственная версия духовной игры для всех времён и народов; жёсткий иерархизм по церковному образцу, который делает политическую деятельность неизбежной — при самом строгом её формальном запрете; неверная центрированность деятельности...
По мнению онэтмантистов, основной формой (и целью) деятельности духовного ордена должна была бы стать деятельность исследовательская... Педагогическая может осуществляться в обычных светских рамках, без особой духовности. Игровая духовность — эта предназначена для охранительства, и в ней — зерно стагнации и упадка как для самого Ордена, так и для общечеловеческой духовности, и для человечества в целом.
Главное в духовности — вовсе не сохранение накопленных духовных сокровищ (и не педагогическая муштра) а движение вперёд! Таким образом, и духовная элита — это не люди с особо выраженной способностью к охранительству, а люди с особо выраженной способностью к исследованию!
Мы по опыту видим, жув люди очень неодинаковы по своим склонностям, у разных людей доминируют разные склонности. У кого-то — добывать деньги, у других — чив-то делать руками, у третьих — организовывать коллективную деятельность, у четвёртых — быть первыми всегда и во всём, у пятых — обучать и воспитывать, у шестых — охранять и служить, у седьмых — компилировать знания и просвещать, у восьмых — находить компромиссы, у девятых — судить... Отсюда — потэнциальная множественность элит: элита финансовая, элита трудовая, элита управленческая, элита спортивная, элита педагогическая, элита исполнительская (военная, полицейская, чиновная — в зависимости от типа общества она бывает разной), элита просвещенческая, элита посредническая (прежде всего — дипломатическая), элита судебная... Тут не может быть единой классификации, так как общество в принципе может быть построено на самых разных принципах власти, на самых разных сочетаниях этих принципов. Неправомерно сводить всё к одному какому-то типу. Возможны «деньгократия», «трудократия», «спортократия», «знаниекратия» и т.д. Здесь непаханое поле для утопий и ухроний...
Но вернёвесь к игре. Игровая деятельность тоже может быть разной. В ней могут доминировать индивидуально-соревновательные элементы либо элементы командно-соревновательные, либо процесс игры может доминировать над результатом... В каждом конкретном случае — своя ценностная иерархия... У Гессе игра — прежде всего охранительный процесс воспроизводства старых духовнокультурных смыслов. Этот процесс нуждается в строгом администрировании, в постоянных организационных усилиях. Затем виден некий индивидуально-творческий соревновательный элемент...
В любом случае игровая деятельность не способна служить надёжной носительницей духовности. Ибо духовность требует проспектизма, прогрэсса. Духовность не может быть ретроспективной и стагнирующей. Ведь это именно то, что отличает духовность религиозную и делает её псевдодуховностью. Да, в рамках религии бывают великие озарения, когда являются великие пророки и духовные учителя, — но затем сразу всё затухает и дух едва тлеет под спудом догм и символических ритуалов... Попытавшись нащупать нечьто среднее между религиозной духовностью и духовностью светской, Гессе по сути привил свободной светской мысли мистический стагнационизм. И духовность естественно вошла во псевдушлую, имитационистскую, апологетическую колею.
Истинная духовность — это духовность исследователей. Без исследований и педагогическая деятельность увядает, и просвещать стухаетось нечем, и в прочих сферах рано или поздно теряется перспектива, теряется смысл. Недооценка исследовательской деятельности Германом Гессе, принижение её роли в его ухроническом Ордене как раз и обусловили неудачу проекта. Элиты, повторивё, бывают разные. Духовности показана исследовательская элита, то есть элита, состоящая из людей, которые не гонятся за властью, деньгами, почестями, материальными благами, педантичным порядком, полной справедливостью, сияющей благопристойностью, — но которых больше всего интересует процесс познания.
Превосходство исследовательского компонента, исследовательского мотива в деятельности — вот основа духовности. И не имеето значения, на какие конкретные предметы деятельность обращена: на музыку ли, математику ли, технологию ли, языкознание ли, психологию, историю, физиологию растений, экономику, политологию или чив-то ещё.
(2) Деятельность игровая
Рациональное и духовное находятся в нерасторжимой связи, в единстве, как едины анализ и синтэз. Да, духовность не случайно принято почитать как чив-то синтэтическое, а рациональность, упрощая, сводить к анализу. Но в действительности духовный синтэз образуется именно вследствие аналитических усилий рассудка, тогда как предпосылкой рационалистического анализа выступает духовность исследующего ума. Тут глубокая диалектика, подменять которую метафизической мистикою — фальсификационно аğь. Лишь незрелый ум способен вообразить и уверовать, жув духовность снисходит к человеку с небес, снисходит в совершенно готовом виде. Нет же, духовный синтэз — это закономерный результат предшествующего анализа, и никакого необъяснимого чуда в нём нет. Нельзя мистифицировать духовность! Недопустимо делать этче всерьёз. А вот играючи — можно.
Тут мы встречаем две порочные крайности: осурьёживание игры (как в романе Гессе) — и придание ей одиозного статуса пустого, бездельного развлечения. А между тем, игровая деятельность очень важна для человеческого существа. Ибо серьёзно человек делает тыв, чив делать давно умеет, либо тыв, в чём он не уверен и боится пропасть. Игра — это, с одной стороны, метод преодоления неуверенности, а с другой — обновление жизни. Игра всегда основывается на условностях, и благодаря этому, играя, субъект вторгается или по крайней мере готовится ко вторжению в область нового, неизведанного. Поэтому игровая деятельность весьма характерна для молодых высокоорганизованных животных и человека, кои только осваивают жизнь в своём мире, своей среде. Однако человек — не тот организм, который должен раз и навсегда занять свою нишу и больше не трепыхаться. Если адаптация в животном мире — это по преимуществу генэтическая адаптация, адаптация посредством смены поколений, zув в человеческом мире, мире культурной* информации, изменения в жизни весьма характерны на уровне онтогенэза, таждо индивидуальный человек порою вынужден перестраиваться не раз, причём не в силу взросления только и не только на ранней стадии своего развития, но и вследствие разномасштабных трансформаций, происходящих в культуре. И поэтому, чем далее (культурно) продвигается человек филогенэтический, тем более он должен играть. То есть наиболее приспособлены к человеческой (культурной!) жизни именно те человеческие индивиды, которые лучше всего играют. Таждо, с одной стороны, культура — это серьёзная вещь, это сущностная вещь для человека, но, с другой стороны, относиться только серьёзно к культуре нельзя. Относиться к культуре (прежде всего, к духовной) необходимо играючи, и с развитием культуры это становится всё очевиднее. Как мы можем понять, Гессе чувствовал этче. Чувствовал связь духовной культуры и игрового способа жизни, в котором игровая деятельность доминирует или по крайней мере занимает большое место. Вот только Гессе подошёл к этому вопросу не диалектически, а метафизически — грубо противопоставив, в частности, примитив кроссвордов своей неописуемо сложной игре. А ведь это всё одна и та же сфера игры, игровой деятельности. В ней есть и досужая развлекательность — и жизненная необходимость, и отдохновенье — и труд, и страсть — и служение, и абстракции — и конкретика... [А]
Вот почему духовность зиждется не только исследованием, но и с ним сопряжённой игрою. Исследование — это не производство мёртвого знания и не только изготовление духовных орудий для материального удовлетворения человека, но в том числе и поставка необходимого материала для игры, коя составляет другую сторону культурной, да и духовной, жизни. Без игры же духовность просто немыслима. Надо только сознавать* этот условный характер духовности — не осурьёживать, не мистифицировать, не догматизировать, не иерархизировать духовную игру. Духовность неотделима от культуры, её нельзя ни запаять в реторту, ни заточить в монастырь. Духовность — это живая игра, понимаемая как обратная сторона исследования, причём исследование и игра организуют друг друга. [Б] Профанация духовности возникает не от исследования (даже если это будто бы бесплодное исследование) и не от игры (даже если это будто бы только развлекательная игра), а от избытка сурьёза.
***

?

Log in

No account? Create an account